ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
01.03.2013 в ММЦ г. Когалыма состоялось заседание круглого стола «Организация
работы над исследовательским проектом».
Я подготовила выступление на тему: «Совместная
исследовательская проектная деятельность педагога-психолога и учащихся как инновационная
форма психолого-педагогического сопровождения ».
Планировалось раскрыть актуальность проектной деятельности
педагога-психолога на современном этапе образования. А также схематично рассмотреть структурные компоненты проектной
деятельности и этапы ее выполнения, зафиксированные в таблице. Кратко дать представление о психологических
особенностях учащихся, кто может
заниматься данным видом работы, что даёт эта деятельность педагогу-психологу и
ученику. О необходимости учитывать как свои возможности, так и ученика. Сохранять
здоровье и не сгорать на работе. Представила несколько аспектов действующего
проекта «Трезвость-норма жизни! Присоединяйся!», участвуя в котором ребята пишут исследовательские проекты и
представляют на школьных и городских научных конференциях.
Мне выпала честь выступить
последней, и не всё удалось осветить и ответить на вопросы. Но после заседания были положительные и
конструктивные предложения поделиться опытом, некоторые учителя высказали
заинтересованность данным направлением
работы педагога-психолога, были заданы вопросы. Поэтому
отвечу на ряд вопросов и представлю информацию для педагогов-психологов.
Вопрос. Почему ученик
перестаёт заниматься проектом?
Мотивация может пропадать у ученика, потому что ему трудно
выполнить этот вид деятельности. В определении типа склада мышления помогут тесты определения склонности
ученика к творческой,
исследовательской или проектной деятельности.
Вопрос. Кто сможет сделать диагностику?
Можете и вы сами. «Диагностика творческого
мышления. Креативные тесты./ Школьный психолог №5(11) 2006. «Креативность»
журнал «Психолог» №4 2004. В этом могут помочь педагоги-психологи, если есть инструментарий
( тест Торренса). Адрес сайта www.effecton.ru
(здесь можно закупить различные
тесты, если школа заинтересована). Но и
сам психолог сегодня должен, кроме традиционных направлений психологического
сопровождения, уделять внимание разработке проектной деятельности, проработать
теоретически эту тему, накапливать опыт взаимодействия с учащимися и с
учителем-новатором, являясь полноправным членом коллектива.
Вопрос. Интересная эта
деятельность, но устаю.
Научная, исследовательская работа с различными
источниками информации требует хорошего запаса физического и психического
здоровья, поэтому существуют психологические методы определения
коэффициента продуктивности и
сохранности здоровья и методы снятия напряжения. Их надо соблюдать, так как
наступает эмоциональное выгорание.
Имея опыт
работы по психологической подготовке учащихся к ученическим конференциям «Шаг в будущее», могу сказать, что подготовительный этап
очень важный. Подготовить ученика для
выступления тоже половина успеха. Не каждый ребёнок, склонный к
исследовательской деятельности обладает ораторскими способностями.
Вопрос. В чём особенность
социально-психологического проекта?
Для меня очень интересно
сотрудничать с учащимися в социально-психологическом проекте, и готовить
работы. В психологии это называется действующий проект, или функциональный. Совет
психолога.
Важно, чтобы все педагоги, занимающиеся
проектной и исследовательской деятельностью, знали не только что им надо делать, что требуется от них, но и как
к этому отнестись и какие эмоции живут в теле в виде зажимов и защит, как
признаки выгорания! Важна не сама
ситуация, а то, как ты к ней отнесёшься. Потому что от учителя сегодня
требуется многое!
Моя рефлексия после заседания.
Я всегда ставлю себе вопрос «Зачем
мне это?». Эта простая технология помогает установить причинно-следственные
связи происходящего. Этому я учу своих учеников, коллег, и они сами думают,
ищут ответ, разбираются в себе и в том информационном поле, в котором
находятся. И ответ приходит через 10-20 секунд, в подсознании есть ответы.
Меняется энергетическое поле, психическая энергия, носителями которой мы все
являемся. Хотим мы того или нет! Надо только
знать это!
Я почувствовала вокруг
небезопасную психологическую атмосферу. Имея билет №1 на локомотив, который мчится без машиниста,
успела заскочить на ступеньку, и сразу на ходу команда: «Соскочить». Спрыгнула,
хорошо, что ничего не поломала! Психолог! Он должен быть мобильным и всё
выдержит. Посчитай до 10!
Данный материал может быть
полезным, в первую очередь, для педагогов-психологов, во внеклассной работе
учителя, для педагогов-организаторов,
для тех, кто будет оценивать проектные работы, для заместителей
директоров, кто курирует данное направление.
Приоритетной целью модернизации
образования является обеспечение высокого качества российского образования,
которое не сводится только к набору знаний, умений и навыков, но и связывается
с понятием «качество жизни», раскрывающегося через различные категории,
например, как «здоровье», «социальное благополучие», «самореализация».
В решении данных вопросов образования важная роль
отводится педагогу-психологу, который должен использовать для
этой цели не только традиционные виды деятельности, но и реализовать такое
комплексное направление, как проектирование образовательных программ, проводить
проектную деятельность и с учащимися.
Методические материалы
статьи Фещенко Е. М. . Журнал:
Известия
Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена
Проблемы проектирования находятся в
центре научных интересов отечественных и зарубежных исследователей (Дж. К.
Джонс, К. М. Кантор, О. И. Генисаретский, И. И. Ляхов, Г. П. Щедровицкий, В. Ф.
Сидоренко, В. А. Моляко и др.).
Методически аспекты обучения
проектированию в образовательном процессе рассмотрены в трудах Н. Н. Нечаева,
В. Д. Симоненко, Ю. В. Громыко, В. И. Слободчикова, В. В. Рубцова, Н. Л. Худякова,
Н. В. Матяш и др.
Как отмечают ученые И. А. Зимняя,
В. В. Рубцов, В. Ф. Сидоренко, В. И. Слободчиков, обучение проектной
деятельности есть способ формирования проектного мышления, позволяющего
эффективно взаимодействовать с окружающим миром на современном этапе развития
общества в целом и в образовании в частности.
Понятие «проектная деятельность» находит свое содержание на стыке двух
основополагающих гуманитарных дисциплин – педагогической и психологической
науки.
Обучение проектной деятельности предполагает учет, как основных
закономерностей педагогического процесса, так и ее психологического содержания.
Проектная деятельность по самому
общему определению есть «идеальное промысливание» и практическое воплощение
того, что возможно, и того, что должно быть.
«Проект - это прототип, идеальный образ
предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях -план,
замысел какого-либо действия».
Процесс создания проекта называется
проектированием. В широком смысле проектирование - это деятельность по
осуществлению изменений в окружающей среде (естественной и искусственной).
К структурным компонентам проектной
деятельности педагога-психолога относятся: цель, субъект, объект, предмет, продукт, внешние и
внутренние условия.
Цель проектной деятельности педагога-психолога
можно определить как создание психолого-педагогического продукта, обладающего
субъективной и объективной новизной, решающего психологические проблемы и
задачи.
Под субъектом проектной деятельности
педагога-психолога можно иметь в виду человека или группу людей, целью которых
выступает проект как некоторое описание будущего объекта. Если в качестве
субъекта выступает один проектировщик, то следует рассматривать такие важные
для его деятельности характеристики, как:
• определенный опыт проектирования;
• возможности получения и
переработки информации, важной для проектирования;
• умения спланировать и реализовать
проектировочные действия.
Таким образом, субъектом проектной деятельности может выступить не
любой ее участник, а лишь такой, который умеет распознавать ситуации,
существенные для проектировочной деятельности, в состоянии реализовать разные
варианты действий в таких ситуациях, имеет возможности преобразовывать
определенные типы наличных ситуаций в ходе решения проектных задач.
Если под субъектом проектной
деятельности подразумевается группа проектировщиков, то наряду с такими важными
характеристиками, как опыт участников проектирования, их способности, знания,
умения и навыки по отношению к проектированию, творческий потенциал, особое
значение приобретают такие характеристики, как совместимость личностных качеств
проектиров-щиков в группе, взаимоотношения и взаимодействие в ходе
деятельности, уровень организации и координации исполнителями своих устремлений
и решений.
Объектом проектной деятельности
педагога-психолога выступает сфера действительности, некоторая область жизни -
образовательная среда, участники образовательного процесса, по отношению к
которым будут выполнены преобразующие действия.
Под предметом проектной
деятельности педагога-психолога понимается замысел проекта, его идея. Предмет
анализируемой деятельности может быть специфичен - с одной стороны, он
индивидуален, выражает персональную позицию психолога, его видение проектной
ситуации, с другой -профессиональная деятельность психолога может быть
ограничена установками, социальными ожиданиями, этическими принципами, что, в
свою очередь, влияет на замысел проектной деятельности.
Продуктом проектной деятельности
педагога-психолога и учащегося может быть решение конкретной психологической
проблемы (психологические процессы, образовательная среда, отношения между
участниками образовательного процесса и др.).
В качестве побочного продукта
проектной деятельности можно считать увеличение опыта педагога-психолога,
расширение его кругозора, совершенствование профессиональных умений, повышение
профессиональной компетентности.
Среди условий, в которых реально
развертывается проектная деятельность, следует выделять внешние и внутренние
условия.
В первом случае имеются в виду
такие обстоятельства, которые педагог-психолог не может изменить и к влиянию
которых им приходится приспосабливаться (условия образовательной среды,
взаимоотношения в коллективе, нормы, законы, этические принципы).
К внутренним условиям относятся
такие характеристики, которые зависят от самих педагогов-психологов и учащихся:
содержание опыта профессиональной деятельности; познавательные и творческие
способности; объем знаний, умений и навыков по отношению к решению разных видов
задач, специфических для проектирования; понимание смысла проектной
деятельности; характер и содержание ее мотивации.
Этапы выполнения проекта
Исследовательский
Поиск проблемы;
выбор и обоснование темы;
выбор диагностического
инструментария проекта;
разработка документации;
анализ предстоящей деятельности;
организация исследования по проблеме;
определение
сроков выполнения проекта.
Выработка проектного решения
Заключительный
Технологический процесс
Теоретическое исследование
разработка и реализация проблемы; выбор диагностики- программы проекта; ведение
диагностического инструментария; документации.
анализ данных исследования;
Контроль преобразовательной
деятельности; диагностическое исследование; подведение итогов; оформление и
защита творческого проекта
Деятельность исследователя:
анализирует; сравнивает; выбирает; исследует;
изучает; формулирует; конспектирует, генерирует идеи; разрабатывает;
прогнозирует; консультирует; обследует; корректирует; подсчитывает;
контролирует; оформляет; защищает проект
Деятельностно-процессуальный подход к
выполнению творческих исследовательских проектов
1-и этап - исследовательский:
педагог-психолог раскрывает требования к созданию, реализации и защите
творческих проектов; организуется группа «генераторов идей», которая предлагает
различные идеи, и группа «экспертов», которая проводит экспертизу идей. На данном
этапе осуществляется мини-исследование проблемы, над которой будут работать
проектировщики. Тема проекта определяется теми проблемами и потребностями,
которые актуальны для участников проекта.
2-и этап - технологический: на
основе анализа научной литературы по теме, проведенного исследования данной
проблемы составляется программа, в которой будут определены направления, формы
и методы работы, разработаны основные обязанности каждого участника проекта. На
данном этапе важным является: осознание цели, задач проекта; выбор средств
достижения цели; понимание возможных трудностей при реализации проекта;
соотнесение собственных знаний, умений и возможностей с выдвинутой проблемой;
осознание реальности проекта; понимание важности соблюдения этических принципов
в ходе проектной деятельности.
Количество времени, отводимого на
реализацию творческого проекта, можно обозначить лишь приблизительно: сроки и
продолжительность проекта
намечаются и впоследствии подлежат уточнению. Это зависит от тех целей и задач,
которые поставлены в проекте; от особенностей образовательного учреждения, где
проходит свою реализацию проект; от активности участников проекта и других
факторов, влияющих на данный проект.
В ходе реализации проекта
педагог-психолог ведет необходимую документацию, которая отражает особенности
прохождения различных этапов проекта. Анализ документации поможет увидеть
позитивные и проблемные стороны выполнения проекта, скорректировать дальнейшую
работу по данной проблеме.
3-й этап - защита творческих
проектов: презентация творческих проектов, обсуждение положительных и
проблемных моментов в разработке и реализации творческого проекта, дальнейшие
перспективы по использованию проектной деятельности.
Для оценки выполненного творческого
проекта можно создать экспертную группу и предложить оценить проект по
следующим критериям: проект создан на научной основе; проект отражает заданную
тему; проект не противоречит этическим принципам деятельности педагога-психолога;
проект эффективен с точки зрения его реализации.
)
|