Главная | Регистрация | Вход | RSS |
Педагог-психолог МБОУ СОШ №1 г. Когалыма Орлова Наталия |
|
Рабочая учебная программа"Психология личности и профессиональные интересы"для учащихся8-х классов
Разработчик программы : Н.Т. Орлова Пояснительная запискаПрограмма составлена на основе программы "Психология” И.В.Дубровиной и предназначена для обучения учащихся 8 классов. Целью преподавания психологии в школе можно считать овладение каждым школьником элементарной психологической культурой, которая является необходимой частью общей культуры. Реализация цели требует решение психолого-педагогических задач, обеспечивающих становление личности ученика: 1. Формирование у школьников общих представлений о психологии как науке. 2. Развитие самосознания (адекватной самооценки, чувства собственного достоинства). 3. Развитие эмоциональной сферы (чувств, переживаний, настроений и т.д.). 4. Понимание чувств, настроений других людей. 5. Применение психологических знаний в трудных жизненных ситуациях. 6. Осознание учащимся сложности, уникальности и своеобразия человеческой личности и т.д. Цель и задачи курса совпадают с основной целью всех систем образования – культурным и социальным развитием ученика, обеспечивающим ему полноправные вступление в самостоятельную жизнь. Еще Н.Г. Чернышевский замечал, что три качества – обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств, необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова. Психология в школе нужна для укрепления не только психического, но и психологического здоровья детей, что имеет отношение к развитию и духовного мира, содержанию их личности. Возраст учащихся 8-го класса благоприятен для формирования психологической готовности к самоопределению – личностному, профессиональному, жизненному. Именно в этот период можно продолжить формироватьосознанно у учащихся нравственные ценности, жизненные перспективы, формировать личностные смысловые понятия жизни. Психология как учебный предмет может в какой-то степени рассматриваться как "зона ближайшего развития” личности школьника. Именно это учитывалось в первую очередь при составлении программы. Программа составлена из расчета 32 часа в год (1 урок в неделю). Формы проведения занятий различны: теоретический материал преподается в виде лекций, бесед, докладов; практическая часть состоит из психологических упражнений, игр и т.п. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Содержание программы1. Введение 2. Психологическая культура и психологические знания Образование и культура. Что человек может знать о себе самом как личности и индивидуальности. Индивидуальные различия в познании. Психологические знания как важный компонент психологической культуры. Процессы социализации и индивидуализации человека. 3. Сознание как высшая степень развития психики Психика и мозг. Структура сознания. Сознание, бессознательное. Индивидуальное и общественное сознание. Научное и обыденное сознание. Личностный смысл. Модели психической жизни человека. Творческое озарение, интуиция как область сверхсознания. 4. Индивид. Личность. Индивидуальность Индивидные свойства человека как предпосылки развития личности. Группы индивидных свойств. Возрастно-половые и индивидуально-типические свойства. Сложность взаимосвязи биологического и социального. Человек как личность. Основные характеристики личности. Мотивы, цели, черты характеры, активность и т.д. Индивидуальность как "вершинное” проявление человеческой личности. 5. Самосознание личности "Я-концепция” Значение самосознания, его психологическая особенность. Компоненты "Я-концепции”. Самоуважение как особенность эмоционально-ценностного компонента. Проблема самовоспитания и саморазвития. Самооценка, уровень притязаний, формула самоуважения. Понятие "выученной беспомощности”. Психологические комплексы и их конкретные проявления. 6. Поведение и личность Проявления личности в поведении (вербальном и невербальном). Проблемы свободы личности. Соотношение свободы и ответственности. Механизм психологической защиты. Понятие ответственности за свое поведение как черта зрелой личности. Внутренняя свобода человека. 7. Личность и поступок Психология поступка. Его критерии, структура, виды. Понимание структур личности как иерархии мотивов. Внешняя (видимая) и внутренняя (мотивационная) стороны поступка. Различие понятий "поведение” и "поступок”. Анализ различных видов поступков. 8. Чувства – важнейшая характеристика личности Физиологические основы чувств. Отличия чувств от эмоций и аффектов. Классификация и виды чувств. Становление эмоциональной сферы человека. Чувства и поступок. 9. Психологическая помощь в стрессовых ситуациях Эмоциональные проблемы. Устойчивая и ситуативная тревога. Способы преодоления тревоги. Депрессия как реакция на неудачу. Способы преодоления стрессов и депрессий. Эффективные и неэффективные способы разрешения трудных ситуаций. Их значение для саморазвития и самоопределения. Жизненная стойкость. 10. Заключение Требования к знаниям и умениям учащихсяПосле изучения курса учащиеся должны знать: ñ общие психологические законы развития человека; ñ психологическую характеристику сознания как высшей формы психической деятельности человека; ñ особенности самосознания, "Я-концепции”; ñ проблемы проявлений личности в поведении; ñ иметь общее представление о феномене "человек”, его сущности и уникальности; уметь: ñ ставить перед собой определенные цели, быть способным к саморазвитию; ñ распознавать осознаваемые и неосознаваемые мотивы, виды направленности личности, ее поведенческие проявления; ñ анализировать "поступок”, его виды, критерии, структуру; ñ справляться с эмоциональными проблемами, жизненными трудностями. Критерии и нормы оценки знаний учащихсяОценочная деятельность – наиболее сложный момент в преподавании любого учебного предмета, а психологии – особенно. В том случае, когда основное внимание ученика направлено не на отметку, развиваются мотивы, связанные с познавательными и учебными интересами. Оценка может содержать развернутую характеристику психологических знаний учащихся, его продвижение в этой области по сравнению с предыдущим этапом. Проверка знаний может проходить в виде: ñ опроса учащихся (устного или письменного), в которых предлагаются вопросы, требующие размышления, осмысления; ñ решение психологических задач, ситуаций проблемного характера; ñ проверки тетрадей учащихся, в которых ведутся записи на уроках (с письменным анализом учителя о качестве ведения тетради); ñ проведение конкурсов, викторин, разгадывание ребусов, кроссвордов на психологические темы. С этой же целью проверки знаний можно использовать такие активные методы обучения, как деловые игры, проблемные дискуссии, "мозговой штурм” по проблеме, защита проектов, обсуждение рефератов и пр. Литературадля учителя 1. Асмолов А.Г. Человек как предмет познания/Избр.псих.труды. В 2т. Т.1. – М., 1980. 2. Власова Н. Справочник по психологии управления. – Новосибирск, 1994. 3. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989. 4. Кузин Ф. Культура делового общения. – М., 1989. 5. Микляева А.В. Я – подросток: Мир эмоций. – СПб., 2003. 6. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М., 1996. 7. Пиз А. Язык жестов: что могут рассказать о характере и мыслях человека его жесты. – Воронеж, 1992. 8. Преподавание психологии в школе/под ред. И.В. Дубровиной. – М., 2003. 9. Степанов С.С. Век психологии: имена и судьбы. – М., 2003. для учащихся 1. Зюзько И.В. Пять шагов к себе. – М., 1992. 2. Кингер Дж. Книга о тебе. – СПб., 1997. 3. Платонов К.К. Занимательная психология. – СПб., 1998. 4. Психология: учебное пособие для 11 классов/под ред. И.В. Дубровиной. – М., 2004. 5. Психология: учебное пособие для 9 классов/под ред. И.В. Дубровиной. – М., 2004. 6. Хухлаева О.В., Хухлаев О.В. Лабиринт души. – М., 2001.
|
|
Copyright MyCorp © 2024 |
Конструктор сайтов - uCoz |