Педагог-психолог МБОУ СОШ №1 г. Когалыма Орлова Наталия

Главное меню
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 69
Форма входа











                                                                                                     От  детских  игр к  реализации

 профессиональных взрослых планов на будущее

 Психолого-педагогическое сопровождение профориентационной работы  

в МБОУ СОШ №1

 

Педагог-психолог высшей категории,            

 руководитель психологической службы школы

Н.Т. Орлова

 

28.01.2013г. для учителей 1-4 классов  был проведён семинар «Психологическое сопровождение ранней профориентации   в начальном звене»( ведущий: педагог-психолог Орлова Н.Т.

Участники семинара: учителя 1-4 классов школы, присутствовали зам. директора Тебякина С.Н., куратор программы «Здоровье»,  зам. директора по начальной школе Головина Е.С.

  Программа семинара:

1.Основные этапы становления   профессионального самосознания. 

2.Специфика   профориентационных занятий в начальных классах.

3.Структура профориентационного занятия в начальной школе.

4. использование профориентационных игр для младших школьников.

 Цель семинара: дать представление о специфике профориентацонных занятий  в начальной школе с   учётом психологических особенностей и возможностей детей в свете новых требований стандартов второго поколения.

Задачи:  изучить и обсудить  эффективные методы,  формы и виды  работы по  формированию  первых представлений о мире профессий у детей начального звена, в частности и психологические особенности профориентационной игры;

найти новые возможности и ресурсы  в  ранней профориентационной  работе.

Главный тезис семинара:

 «Детская игра – это первый профориентатор ребёнка. В игре ребёнок учится возможности быть капитаном, врачом и т. п.» А. Г. Асмолов

 

Актуальность семинара

  Новыми знаниями, полученными на курсах в Ханты- Мансийском  институте профессионального образования и исследования рынка труда по теме «Совершенствование форм и методов работы по профессиональному самоопределению»  хочется поделиться  с коллегами школы, творческими личностями  и неравнодушными учителями. Семинар в Ханты- Мансийске провели: Пряжников Н.С..- доктор пед. наук, профессор факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова и  Г. В. Резапкина, ст н. с. Федерального института развития образования, Академии социального управления.

  Актуальность обновления работы по профориентации в школе сегодня неоспорима, так как в обществе появились новые профессии, новые условия и требования  к квалификации  уже известных профессий, изменился рынок труда. Некоторые методики требуют изменения. Решение новых задач в образовании требует и от психолога, и от учителя   поиска новых путей  и форм сотрудничества в процессе  сопровождения    ученика, в том числе и в вопросе профессионального самоопределения.  

  Какой должна быть система работы, какие критерии оценивания результативности этой деятельности? Какими психологическими методами должен владеет учитель? 

  Современный учитель должен владеть интерактивными методами, одним из которых является психологическая игра. Освоение  методикой проведения психологических игр по профориентации, владение алгоритмом  определения уровня сформированности профессиональных интересов   школьников  должны стать  важными компонентами системной работы каждого учителя.

Цели  психолого-педагогического сопровождения профориентационной работы на разных возрастных этапах.

Цель I этапа профориентационной работы - это актуализация  представлений о профессии среди младших школьников,  цели II и III этапов профориентации учащихся -  диагностика и определение   предпочтений учащихся  к профессии, соизмерение своих возможностей и желаний с потребностью рынка труда и, наконец, профессиональная проба, и психологическая готовность к самоопределению.

 Новизна работы состоит в том, что на каждом возрастном этапе ученик  будет  вовлечён в деятельностный  и сознательный процесс  приобретения как можно больше знаний о своей  будущей профессии посредством проигрывания ролевых сюжетов, составления проектов.  Это даст возможность приобрести опыт коммуникативного, регулятивного и познавательного развития.    Основным мотивом такой  деятельности является принятие на себя ответственности за жизненный выбор    и дальнейшее самоусовершенствование своих знаний, что соответствует новым стандартам образования в начальном, среднем и старшем звене. Эффективной формой работы для решения этих задач является профориентационная игра.

 Методические рекомендации и разработки  профриентационных игр, полученные на курсах, являются хорошей базой для реализации процесса психолого-педагогического сопровождения профориентации   в новой форме. Поэтому  совместно с администрацией школы было  решено провести  психологические  семинары. 

Обсуждение ресурсов для реализации  психолого-педагогического сопровождения по новым задачам.

Семинар был направлен на выявление психологических возможностей и   личностных ресурсов педагогов для   планирования продуктивной деятельности учащихся по начальной профориентации.  И такой ресурс мы обсудили. Одним из новшеств  стандартов второго поколения  следует считать появление внеучебной деятельности в учебном плане школы, что положительно было воспринято   всеми участниками   семинара.  На нее отводится десять часов в неделю во второй половине дня, т.е. в среднем по два часа каждый день. Эти часы не относятся к обязательной учебной нагрузке. Внеурочные занятия не продолжение, а углубление базового содержания образования. Это часы учебного плана по выбору.  Действительно у каждого ребенка совместно с родителями появится возможность выбрать себе интересное дело: спортивно-оздоровительные занятия, рисование, музыку, фотокружок и т.д. и тем самым познавать свои способности, которые станут основой для выбора профессии. Это также возможность для ребёнка  психологически  готовиться к приобретению представлений о разных видах деятельности в активной форме, получить результаты своего труда.   Формирование  установок на разнообразие    профессий и  понимание роли труда в жизни человека хорошо проводить в форме экскурсий на предприятия, но это труднее в организационном плане. Младшие школьники очень чувствительны, и хорошо запоминают тот опыт, когда удаётся  что-то сотворить  своими руками.  Информационная  поддержка в виде  викторин и конкурсов по профессиям по параллелям вполне реальная форма работа- это следующий ресурс , который надо развивать. Важно, чтобы информация была красочной и захватывающей, реальной, живой, поэтому роль экскурсий на предприятия, и знакомства с различными профессии – это неоценимый вклад в расширение представлений ребёнка о профессии. Непосредственно в школе, конечно, должен быть игровой методический материал -набор игрушек по профессиям, раздаточный материал, что пока отсутствует. Было высказано мнение, что должен быть и преподаватель, занимающийся этим направлением, а  также виртуальный   кабинет по профориентации, так как в школе имеется очень хорошая база интернет-ресурсов.  На сегодняшний день проводится работа по профориентации в основном  за счёт интеграции в различные предметы, но    в соответствии с новыми стандартами, необходимо развивать практическую деятельность детей по  этому направлению, подключая интеренет –ресурсы, потому, что,  заканчивая  начальную школу, дети должны иметь  начальное представление о поиске  сведений о профессии в современном информационном поле, не ограничиваясь просто виртуальными играми, и получить первоначальный незабываемей опыт своей поисковой и исследовательской  деятельности.

Профориентационные игры – это   ресурс, который не требует особых затрат, но даёт возможность   проявить творчество как учителю, так и ученику, направить деятельность ученика для самостоятельного поиска и умения ставить конкретные цели,что немаловажно в  последующие годы образования и в жизни.. Кстати, дети очень серьёзно относятся к заданиям в игре, готовятся тщательно, привлекая родителей, потому что в младших классах – игра  это  их реальность, и такой возраст больше не повторится.  

Использование средств ИКТ.

Создание презентаций,   использование  игр посредством интерактивных досок,  описание вида труда разных профессий в мультимедийном уроке тоже психологически эффективная  и современная   форма работы психолога и педагога. Учителя- новаторы  уже имеют опыт  такой работы (приложение№2).


Подведение итогов.

Учителя выразили  мнение, что  школа и родители смогут  создать условия  для вхождения ребёнка в мир профессий и проводить мониторинг данной работы. Отметили другие возможности психологических игр. А главное, отметили позитивный настрой и желание так работать, а сложности  при поддержке администрации и органов управления образования можно  решать. Ресурсы определены, есть желание работать в кружках, проводить общешкольные классные часы в форме занимательных игр и больших психологических игр, в перспективе  использовать кабинет по дорожному движению для профориентационной работы.

Всё вышесказанное направлено на конечный образовательный результат , на выпускника школы, и  позволяет нам надеяться на успешное внедрение федерального государственного образовательного стандарта и, в частности,  проекта по профориентации? Накопленный опыт интеграции, развитие  дополнительного образования, высокий уровень педагогического мастерства наших учителей,  имеющееся ресурсное обеспечение в школе, сотрудничество учителей и педагога-психолога, использование деятельностного подхода, поддержка родителей- все это     позволит создать условия для    обновления  процесса  сопровождения профориентационной работы в школе.

 

Рекомендую использовать следующие   интернет ресурсы:

Начальная школа

 http://viki.rdf.ru/cat/professii/(сайт Виктории Кузнецовой, здесь разработки и презентации по профессиям для детей, начиная с 5 лет)

http://stranamasterov.ru/

 

 

 

                                                                                                              

                                                                                                                                      Приложение№1.

Изучение эффективности профориентационной работы

Автор разработки Г.В. Резапкина.

Показатели  следующие:     I—IV классы

1. Потребность в учебном и общественно полезном труде.                     

2. Первоначальное представление о наиболее доступных   профессиях.

3. Наличие доступных элементов труда, по разным профессиям.

4. Первоначальный интерес к профессиональной деятельности. 

  

 

Таблица для определения уровней сформированности профессионального самоопределения   учащихся (в баллах)

 

Классы

Уровни сформированности профессионального самоопределения

высокий

средний

низкий

IIV

16—20

10—15

4—9

VVII

16—20

10—15

4—9

VIII—IX

41—55

26—40

11—25

XXI

16—20

10—15

4—9

 

 

 

 

 

 


 

 


 

 


 

 


Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz