Педагог-психолог МБОУ СОШ №1 г. Когалыма Орлова Наталия

Главное меню
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 69
Форма входа

Возрастные особенности детей 11 – 14 лет

 

      Кризис подросткового возраста связан  с новообразованием:  учебная    деятельность производит "поворот"  от  направленности  на мир к направленности на самого себя. Решение вопроса - "Что я такое?"- может быть найдено только путем столкновения с действительностью.

Кризис подросткового  возраста

 

Признаки

Трудности отношений со    взрослыми;                                                                                              

 

-  негативизм;

-  упрямство;

- безразличие к школьным  успехам;                                                                                 - уходы из школы, пропуски;

Появление своих "тайн"  от взрослых

- ведение дневников;

поиск "душевного убежища",

где никто и ничто не стесняет свободу; 

Подростковые компании

поиск друга, понимающего сверстника                                                                       

Направленность на себя

психологическая – начало "поиска  себя";

 физические изменения -     начало полового созревания

Центральное новообразование подросткового возраста - "чувство взрослости"

проявляется в следующем:

 - требование не считать  подростка  маленьким;

 - требование прав таких же, как у взрослого;

 - стремление  вести себя "как взрослый";

 - потребность  в признании его взрослости окружающими.

 

Виды проявлений  "чувства взрослости"

(по Т.В.Драгуновой).

 

1). Подражание  внешним признакам взрослости:      

  - курение, азартные игры, алкоголь;

  - особый лексикон;

  - одежда и косметика;

  - приемы взрослого поведения: кокетство, ухаживания, развлечения;

  - "низкая культура досуга" - подражание  особому стилю веселой жизни.

 

2).  Равнение подростков - мальчиков (и части девочек)  на качества "настоящего мужчины":

   - сила;

   - воля;

   - смелость;

   - мужество;

   - выносливость;

   - верность в дружбе;

   - спорт.

 

3) Социальная зрелость:

  - сотрудничество со взрослыми в разных видах деятельности, где подросток

    помощник взрослого;

  - возраст наиболее сензитивен  для наставничества (этап возрастного развития ребенка, наиболее благоприятный для освоения каких-либо видов деятельности, формирования определенных психических функций).

 

4). Интеллектуальная зрелость:

  - стремление знать и уметь  по-настоящему;

  - самостоятельная работа по накоплению знаний;

  - учение приобретает личный смысл и превращается в  самосознание.

 

   Осознание себя  превращается в социальное сознание,  перенесенное внутрь.

После поисков себя, личностной нестабильности у него (к 15 годам) формируется "Я - концепция" - система внутренне  согласованных  представлений о себе, образов  "Я".  Ведущая деятельность -  интимно-личностное общение.

Появляется подростковая  дружба и объединение   в неформальные группы. Возникают  яркие,  но обычно сменяющие друг друга увлечения.

 

 

Физические.

1.     Рост в этом возрасте не только быстрый, но и неравномерный. Поэтому часто чувствует себя усталым, неуклюжим. Думает, что привлекает всеобщее внимание, чувствует себя неловко.

2.     Начинают появляться признаки полового созревания. Проявляет интерес к противоположному полу. У девочек это проявляется раньше.

3.     Девочки обычно выглядят старше мальчиков.

4.     Большинство обладает большим аппетитом.

5.     Иногда может казаться ленивым (естественный способ защиты его организма от чрезмерного напряжения).

 

Предлагаем:

1. Подросток нуждается в особом типе взрослого человека, с которым он может общаться, который будет понимать его, даже когда подросток сам не понимает себя, который будет любить его и проявлять терпимость, даже когда кажется, что его больше никто не любит.

2. Необходимо дать правильные знания об этом.

3. Старайтесь чаще прибегать к их помощи, привлекать их к работе.

 

Интеллектуальные.

1. Происходят изменения в мышлении. Требует фактов и доказательств. Он больше не принимает с готовностью все, что ему говорят, и подвергает все критике. Особенно критичен к авторитетам. Не любит разделять одинаковые убеждения с другими. Для него трудно принять те соображения, которые идут вразрез с его желаниями.

2. Начинает мыслить абстрактно, но обычно находит всему только крайние «контрастные» объяснения. Либо видит всё в чёрном, либо в белом цвете.

3. Возрастает способность к логическому мышлению.

4. Способен к сложному восприятию времени и пространства.

5. Способен к проявлению творческого воображения и творческой деятельности.

6. Способен прогнозировать последствия своих поступков.

7. Обладает развитым навыком чтения.

 

Предлагаем:

1. Снабдить его необходимыми материалами, которые помогут ему доказать себе самому те истины, в которых он сомневается. Не пугаться сильно, если подросток выражает сильную критику, особенно в адрес тех, кто больше всего о нём заботится.

3. Давай побольше «пищи» для размышления.

4. Поощряй творческую деятельность, показывай нужду в его помощи, но не 5. Учи отвечать честно за свои поступки, сам умей признавать неправду в себе

 

Эмоциональные

1. Резкая смена настроения в соответствии с его физическим состоянием.

2. Часто проявляет вспыльчивость. Способен проявить сдержанность, когда находит это нужным.

3. Постепенно начинает обретать уверенность в себе.

4. Обладает энтузиазмом (сильное воодушевление, подъем духа).

5. Обладает чувством юмора.

6. Склонен упрямо придерживаться своих взглядов, утверждать их повсюду.

 

Предлагаем:

1. К этим возрастным особенностям следует относиться с пониманием, но не потакать капризам.

2. Не гаси в подростке энтузиазма. Вдохновляй его на добрые дела, учи стойко переносить неудачи.

3. Внимательно следи, чтобы чувства юмора не переросло в издевательские насмешки и обидные шутки – не позволяйте таковых себе сами.

 

Социальные

1. Разрыв семейных связей. Растёт желание дружить с группой сверстников. Желает быть независимым от своей семьи. 

2. Желает поскорее стать взрослым.

3. Чувствителен к мнению родителей и других взрослых, жаждет понимания с их стороны.

4. Начинает обретать навыки общения.

5. Способен крайними средствами добиваться одобрения своих сверстников.

6. Увлекает соревновательская деятельность.

7. Девочки дружат со своими сверстницами, но обычно интересуются более старшими мальчиками. Мальчики в этом возрасте могут не интересоваться девочками, но им всем будет нравиться иметь особых друзей собственного пола и возраста.

8. Может быть подвержен влиянию моды. Легко увлекается модным.


Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz