Педагог-психолог МБОУ СОШ №1 г. Когалыма Орлова Наталия

Главное меню
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 69
Форма входа
СЕГОДНЯ РЕЧЬ ИДЁТ ОБ ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ. В СВЯЗИ С ЧЕМ ПСИХОЛОГУ,УЧИТЕЛЮ, СОЦИАЛЬНОМУ ПЕДАГОГУ НЕОБХОДИМЫ ЗНАНИЯ ПО ДЕФЕКТОЛОГИИ , ЧТОБЫ ПОНЯТЬ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ОВЗ, ПРЕДСТАВИТЬ КАК ОЦЕНИВАТЬ ЭТИХ ДЕТЕЙ И ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД. Я представлю фрагмент работы Л.С.Выготского "Основы дефектологии", полностью ознакомиться с работой известного учёного можно на сайте http://www.myword.ru

Выготский Л.С.

Основы дефектологии

 

 

                             ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

                      ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ДЕФЕКТОЛОГИИ

 

                    ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕФЕКТОЛОГИИ

 

                                Введение

 

              Основные проблемы современной дефектологии

 

1.

 

   Еще недавно  вся  та  область  теоретического  знания  и  научно-практической

работы, которую мы  условно  называем  общим  именем  "дефектология",  считалась

чем-то вроде малой педагогики,  наподобие  того,  как  медицина  выделяет  малую

хирургию. Все  проблемы  в  этой  области  ставились  и  решались  как  проблемы

количественные. Со всей  справедливостью  М.  Крюнегель  (2)  констатирует,  что

наиболее  распространенные  психологические  методы  исследования  ненормального

ребенка (метрическая шкала А. Бине  (3)  или  профиль  Г.  И.  Россолимо  (4))

основываются на чисто количественной концепции детского  развития,  осложненного

дефектом. При помощи этих методов определяется степень понижения интеллекта,  но

не характеризуется самый дефект и внутренняя структура личности, создаваемая им.

Вслед  за  О.  Липманном  (5)  эти  методы  можно  назвать  измерениями,  но  не

исследованиями одаренности (Intelligentmessangen, но не Intelligentpruiungen (О.

Lipmann, H. Bogen, 1923), так как они устанавливают степень, но  не  род  и  тип

одаренности (О. Lipm ann, 1924).

   То же справедливо  и  относительно  других  педологических  методов  изучения

дефективного ребенка, методов  не  только  психологических,  но  и  охватывающих

другие стороны детского развития  (анатомическую  и  физиологическую).  И  здесь

масштаб, размер, шкала являю тся основными категориями исследования,  как  будто

все проблемы дефектологии суть проблемы пропорций, а все  многообразие  явлений,

изучаемых дефектологией, охватывается единой схемой: "больше-меньше". Считать  и

мерить  в  дефектологии  начали  раньше,  чем  э  кспериментировать,  наблюдать,

анализировать, расчленять и обобщать, описывать и качественно определять.

   Практическая дефектология избрала тоже этот наиболее легкий путь числа и меры

и пыталась осознать себя как малую педагогику.

   Если в теории проблема сводилась к количественно ограниченному,  уменьшенному

в  пропорциях  развитию,  то  на  практике,  естественно,  была  выдвинута  идея

сокращенного и замедленного обучения. В Германии тот же Крюнегель, а у нас А. С.

Грибоедов (6) справедливо защищают мысль: "Необходим пересмотр и учебных планов,

и методов работы в наших вспомогательных школах" (А. С. Грибоедов, 1926, с. 98),

так как "уменьшение уче бного материала и удлинение времени его проработки" (там

же), т. е. чисто количественные признаки,  составляют  до  сих  пор  характерное

отличие специальной школы.

   Чисто арифметическая концепция дефективности - характерная черта  отживающей,

старой дефектологии.  Реакция  против  этого  количественного  подхода  ко  всем

проблемам теории и практики составляет  самую  существенную  черту  дефектологии

современной. Бо рьба двух дефектологических мировоззрений, двух  полярных  идей,

двух принципов составляет живое содержание того благотворного  кризиса,  который

переживает сейчас эта область научного знания.

   Представление о  дефективности  как  о  чисто  количественной  ограниченности

развития, несомненно,  находится  в  идейном  родстве  со  своеобразной  теорией

педологического  преформизма,  согласно  которой  внеутробное  развитие  ребенка

сводится исключительно к колич ественному нарастанию и увеличению органических и

психологических функций. Дефектология проделывает сейчас идейную работу, похожую

на ту, которую в свое время проделали педагогика и детская психология, когда они

защищали положение: ребенок не есть мал енький  взрослый.  Дефектология  борется

сейчас за основной тезис, в защите  которого  видит  единственный  залог  своего

существования как науки, именно  тезис,  гласящий:  ребенок,  развитие  которого

осложнено  дефектом,  не  есть  просто  менее  развитой,  чем  его  но  рмальные

сверстники, ребенок, но иначе развитой.

   Мы никогда не получим по методу вычитания психологии слепого ребенка, если из

психологии зрячего вычтем зрительное восприятие и все, что с ним связано.  Точно

так же и глухой ребенок не есть нормальный ребенок минус слух и речь.  Педология

уже  давно  овл  адела  той  мыслью,  что  процесс  детского   развития,    если

рассматривать его с качественной стороны, есть, говоря словами  В.  Штерна  (7),

цепь метаморфоз  (1922).  Дефектология  сейчас  овладевает  сходной  идеей.  Как

ребенок на каждой ступени развития, в каждой его фазе представляет  качественное

своеобразие, специфическую структуру организма и личности, так точно дефективный

ребенок представляет качественно отличный, своеобразный  тип  развития.  Как  из

кислорода и водорода возникает не смесь  газов,  а  вода,  так  же,  говорит  Р.

Гюртлер (8), личность слабоумного  ребенка  есть  нечто  качественно  иное,  чем

просто сумма недоразвитых функций и свойств.

   Специфичность  органической  и  психологической  структуры,  тип  развития  и

личности,  а  не  количественные  пропорции  отличают  слабоумного  ребенка   от

нормального. Давно ли педология поняла  всю  глубину  и  истинность  уподобления

многих процессов развития ребенк а превращению гусеницы в куколку  и  куколки  в

бабочку? Сейчас дефектология устами Гюртлера объявляет детское слабоумие  особой

разновидностью, особым типом развития, а не количественным вариантом нормального

типа. Это, говорит он, различные органические  формы,  наподобие  головастика  и

лягушки (R. G urtler, I927).

   Есть, действительно, полное соответствие между своеобразием каждой возрастной

ступени в развитии ребенка и. своеобразием различных типов развития. Как переход

от ползания к  вертикальной  походке  и  от  лепета  к  речи  есть  метаморфоза,

качественное превращ ение одной формы в другую, так речь глухонемого  ребенка  и

мышление имбецила суть качественно иные функции по сравнению с мышлением и речью

нормальных детей.

   Только с идеей качественного своеобразия (не  исчерпываемого  количественными

вариациями  отдельных  элементов)  тех  явлений  и  процессов,  которые  изучает

дефектология, она  впервые  приобретает  твердую  методологическую  основу,  ибо

никакая  теория  невозможна,  если  исходить  исключительно  из    отрицательных

Предпосылок, как невозможна никакая  воспитательская  практика,  Построенная  на

чисто отрицательных определениях и основах. В этой идее - методологический центр

современной дефектологии; отношение к.  ней  опред  еляет  геометрическое  место

всякой  частной,  конкретной  проблемы.  С  этой  идеей   перед    дефектологией

открывается  система  положительных  задач,  теоретических    и    практических;

дефектология  становится  возможна  как  наука,    ибо    приобретает    особый,

методологически отграниченный  объект  изучения  и  познания.
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz