Педагог-психолог МБОУ СОШ №1 г. Когалыма Орлова Наталия

Главное меню
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 69
Форма входа

Трезвенное воспитание в школе

В работе по профилактике вредных привычек мне как психологу помогает работа с собриологическим отрядом из учащихся. Недавно я нашла на сайте учебник по трезвому воспитанию и очень обрадовалась , здесь всё хорошо методически описано. Работай, соратник, и присоединяйся к общему нашему проекту"Трезвость-норма жизни!", посмотрим , что получится на практике. Заранее хочу сказать, что в этом воспитании нравственности и человечности должны быть заинтересованы администрация и многие активисты в школе.Об авторе учебника.

КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ

Н.А.Гринченко

Автор учебника — Наталья Александровна Гринченко, кандидат педагогических наук, филолог-преподаватель английского языка.

Родилась 21 марта 1952 г. в г. Ош, Кыргызстан. Окончила факультет иностранных языков Киргизского государственного университета и аспирантуру при Киргизском НИИ педагогики. В 1991 году защитила диссертацию на тему "Пути предупреждения наркотического поведения школьников подросткового возраста".

С 1995 года — доцент кафедры иностранных языков специальных дисциплин Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина.

Преподаватель специальных дисциплин на факультетете иностранных языков и факультатива "Основы собриологии" на факультете педагогических профессий.

В трезвенническом движении с 1985 года. С конца 80-х годов профессионально занимается проблемами профилактики и трезвенного воспитания детей и молодёжи.

Автор ряда книг, учебных пособий и нескольких десятков статей по трезвости и проблемам трезвенного воспитания.


 

5.4.1.1. Трезвенное воспитание на уроках

Трезвенное воспитание можно осуществлять как на отдельных уроках культуры здоровья, так и в процессе преподавания отдельных учебных дисциплин: ОБЖ, истории, русского языка и литературы, математики, химии и биологии, географии, иностранного языка.

Образовательные методы трезвенного воспитания базируются на общих методах воспитания. Самое привычное — этические беседы и дискуссии на темы: «Как научиться отличать Добро от Зла?»; «Прежде, чем сделать — подумай», «Почему говорят: семь раз отмерь, один раз отрежь?», «Подумай — потом скажи и сделай», «Умеешь ли ты управлять своим поведением?», «Почему говорят: река начинается с ручейка, а пьянство — с рюмочки?», «Почему Марк Твен сказал: нет ничего легче, чем бросить курить, сто раз бросал?», «Почему говорят: кто не курит и не пьёт, тот здоровеньким умрёт?», «Почему пиво и табак мешают мальчикам и девочкам вырасти мужественными и женственными?».

Информационный метод предполагает организованную педагогом передачу знаний учащимся. Это может осуществляться как на отдельно отведённой системе уроков, так и в процессе преподавания существующих школьных дисциплин. Формы передачи знаний — обычные: рассказ, показ и объяснение учителя, беседа, лекционные и семинарские занятия, практические и лабораторные работы (например, на уроках химии и биологии можно на опытах проверить пагубное воздействие АТН на растениях и животных). Информационными могут быть и различные формы внеклассных и общешкольных мероприятий: постановка спектаклей, проведение вечеров, викторин, организация музеев трезвости.

Информационный метод часто критикуют. Однако с точки зрения первичной и отчасти вторичной профилактики, как показал наш опыт, этот метод себя оправдывает. Он даёт подросткам и юношам мощную информационную защиту, которой так не хватает в нашем обществе. Ведь большинство детей никогда бы не начали употреблять ни алкоголь, ни табак, если бы не массовая «мода» на одурманенный образ жизни, если бы в их головы через огромные тиражи всех печатных и электронных СМИ не была вбита мысль, что пить и курить — самые естественные на свете занятия. Поэтому оправдывают себя уроки трезвости даже сугубо информационной направленности (см. Приложение 6).

Поисковый метод включает учащихся в самостоятельное добывание знаний из различных источников. Для этого необходимо сообщить учащимся, какие источники могут быть для них информативными, и, возможно, сообщить методы проведения научного исследования. Но для школьников можно ограничиться реферативным или обзорным исследованием, то есть таким исследованием, где излагаются различные точки зрения на проблему, но без критического анализа автора. Поисковыми являются проведение интервью с компетентными людьми, участие в диагностических исследованиях.

Метод проектов является разновидностью поискового метода. Под проектом можно понимать любой практический замысел, который реализуется обучаемым. При этом он самостоятельно ставит цель, составляет план, практически его осуществляет, оценивает и контролирует качество конечного продукта.

Одним из достоинств метода является то, что знания и навыки не даются обучаемому теоретически, а приобретаются в процессе выполнения конкретного задания. Учащиеся самостоятельно добывают информацию и на всех этапах выполнения проекта принимают самостоятельные решения.

Однако при работе со школьниками педагогическое руководство должно осуществляться обязательно. Оно может состоять в чёткой формулировке пунктов плана и самой поставленной цели, консультативной помощи, рекомендации необходимой литературы, организации времени и места осуществления проекта, выборе темы и т.д. Применительно к трезвенническому воспитанию можно предложить следующие задания для учащихся: разработку сценария вечера трезвости, создание сценария для антинаркотического спектакля на основе ролевой и театрализованной игры, выпуск стенгазеты «За трезвый образ жизни», подборку и адаптацию текстов трезвенного содержания для диктантов и изложений, создание мини-книжки для детских садов и младших школьников, пропагандирующей трезвость, составление арифметических задач трезвенного содержания и т.д.

Метод взаимного просвещения основан на взаимном обучении и сотрудничестве. Формами такого сотрудничества могут быть рефераты и доклады. Проектная работа, многие формы информационного и дискуссионного методов являются одновременно и методом взаимного просвещения.

Дискуссионный метод как нельзя лучше отвечает потребности подростков в диалоговом общении. Это метод обсуждения и аргументированного доказательства собственной точки зрения при руководстве и участии педагога.

Кроме традиционного диспута, существуют другие формы дискуссии: «мозговой штурм», групповая дискуссия, подражательные и деловые игры, ролевая игра, театрализованная игра и т.д.

Во всех современных технологиях самым важным является заключительный этап, анализ и коллективная выработка решения при руководстве и участии педагога. Педагогическое руководство является необходимым и оправданным, так как педагог является наиболее компетентным лицом.

Групповая дискуссия. Цель — обучение умению аргументированно отстаивать собственную точку зрения. Можно предложить следующую форму проведения групповой дискуссии.

Вначале запускается стартер дискуссии, то есть вниманию участников дискуссии предлагается рассказ, видеозапись, телепередача, кинофильм, статья и т.д. После однократного просмотра и прослушивания на доске или на листках бумаги, разделённых на две половины, тщательно записываются аргументы «за» и «против». При необходимости информация повторяется ещё раз. Затем участники дискуссии (желательно не более 15 человек) садятся лицом друг к другу, и начинается коллективное обсуждение. Руководитель задаёт уточняющие вопросы, которые он составляет заранее, и всячески стимулирует дискуссию, опираясь на самых активных. Затем участникам можно предложить проиграть ситуацию в ролевой игре на местах, где один принимает на себя роль защитника, а другой — оппонента. После небольшой тренировки можно заслушать одну-две самых активных пары. Ролевая игра проигрывается до логического разрешения. В случае неудачной ролевой игры учащихся «на публику» в игре может принять участие сам педагог, взяв на себя одну из ролей («за» или «против»). Решающим моментом групповой дискуссии является заключительная выработка коллективного решения.

Таким образом, в групповой дискуссии можно выделить следующие этапы: 1) запуск стартера (информация); 2) запись аргументов «за» и «против; 3) обсуждение в группе, ответы на вопросы руководителя и товарищей; 4) ролевые игры в парах на местах; 5) ролевые игры «на публику»; 6) коллективная выработка решения.

Для групповой дискуссии можно рекомендовать следующие темы: «Правда и ложь об алкоголе», «Наркотики: мифы и реальность», «Можно ли пьющим доверять руководство?», «Отношение человека к одурманивающим веществам на заре цивилизации: легенды и реальность», «Пьянство на Руси: мифы и реальность», «Реклама алкоголя и табака: «за» и «против», «Легализация наркомании: «за» и «против» и т.д.

«Мозговой штурм». Цель — выработка нестандартных коллективных решений. В основе «мозгового штурма» лежат три принципа:

1) принимать любую идею некритично и записывать её,

2) нацеливать участников на количество идей, а не на их качество,

3) идеи не обсуждать.

Процедура простая. Выберите тему: например, отказаться от предложения алкоголя (табака, наркотика). Разбейтесь на подгруппы по 6-12 человек, назначьте в каждой группе по 1-2 ответственных для записи вырабатываемых идей. Чётко обозначьте указанные 3 принципа и заставьте всех им подчиняться. Обозначьте временной предел, например, 10 минут. В конце этого периода попросите группы пересмотреть списки идей и «закодировать» их: например, поставить звездочку напротив тех идей, о которых вы хотели бы узнать больше, птичку напротив тех, которыми намерены пользоваться, заведомо нереалистичные идеи вычеркните. Теперь можно приступать к общей дискуссии. От имени своих групп ведущие зачитывают списки выработанных идей, и начинается их обсуждение. Руководитель задаёт стимулирующие вопросы, такие же вопросы может задать каждый участник дискуссии. Заканчивается обсуждение коллективным резюме, которое лучше всего записать.

Таким образом, в проведении «мозгового штурма» следует выделить следующие этапы: 1) выбор темы и разбивка на подгруппы; 2) выбор ответственных для записи вырабатываемых идей; 3) пересмотр и кодировка идей; 4) коллективное обсуждение и запись коллективного резюме.

«Мозговой штурм» целесообразно применять для выработки дефиниций и терминологии, при планировании программ и планов трезвеннического воспитания, отдельных мероприятий, при выработке способов отказа в конкретной наркотической ситуации и т.д.

«Пассивная дискуссия» или метод письменного доказательства. Убеждения подпитываются постоянной полемикой, диалоговым общением. Нужен постоянный поиск новых доказательств, подтверждающий или, наоборот, подвергающий сомнению вашу правоту. Поэтому после каждой словесной битвы, особенно если вы потерпели поражение, необходимо проводить пересмотр своих аргументов и доказательств.

Возьмите чистый лист бумаги и поделите его пополам. В левую колонку тщательно выпишите все аргументы вашего идейного противника. На каждый аргумент должен быть найден контраргумент, а ещё лучше несколько контраргументов или остроумный ответ. Если чувствуете, что вам не хватает знаний, поработайте с литературой. Если вдруг окажется, что вы были неправы, найдите в себе мужество это признать, умейте отказаться от собственных предрассудков. Помните: ничто не отталкивает так сильно, как тупое упрямство, неспособность услышать другого. Побеждать противника нужно за счёт более глубоких знаний, большей настойчивости в отстаивании своей позиции, если знаете, что правы. Попробуйте отстроить систему своей защиты заново. Наверняка, можно найти ещё много аргументов, подтверждающих вашу правоту. Держите ваше оружие — ваши аргументы — в постоянной «боевой готовности». Вовремя сказанное слово стоит десяти, сказанных с опозданием. Но такая готовность достигается только постоянной тренировкой, начитанностью, постоянным творческим поиском.

Дилемма. Цель технологии — обучение искусству принятия решений. В качестве стартера можно использовать незаконченный рассказ о ситуации предложения АТН и закончить рассказ вопросом: «Что ему (ей) делать?».

С помощью «мозгового штурма» можно составить список возможных действий. Затем всем участникам дискуссии предлагается разделить лист бумаги на три части и слева выписать возможные действия, а справа — возможные положительные и отрицательные последствия этих действий. После окончания письменной работы следует обсудить свои наработки сначала в малых группах, а потом в классе в целом. Неразумные решения ликвидируются. Вынос коллективного решения и вывод учителя являются важнейшим этапом дискуссии. Именно здесь осуществляется главная учёба.

Технология «Спасибо, нет». Цель — отработка навыков отказа при давлении со стороны сверстников. Предлагается следующая схема работы с учащимися: запуск стартера (ознакомление с описанием наркотической ситуации), обсуждение возможных последствий принимаемых решений, например, с помощью групповой дискуссии или мозгового штурма, распределение ролей на тех, кто оказывает давление и тех, кто испытывает давление, и ролевая игра до разрешения конфликта, анализ ролевой игры.

Ролевая игра. Цель — разыграть свою роль или роли других людей в новой неизвестной ситуации. В конце игры необходимо поразмышлять над обретённым опытом. Оценивание и рефлексия — главный итог ролевой игры.

Ролевая игра не может решить все проблемы. Она зависит от способности участников быть творческими; она может стать основой для расширения коммуникативных умений, помочь всем участникам почувствовать и увидеть то, что чувствуют другие.

Нужны чётко очерченные цели. Начать лучше с простой ситуации. Чтобы расширить число участников, необходимо назначить остальных на роли наблюдателей или экспертов, поручить им ведение записей о том, что происходит. Это могут быть ответы на следующие вопросы: Кто играл роли? Какое влияние оказала игра на других участников? Какова атмосфера игры? Каким было разрешение конфликта? Каким было сотрудничество?

Можно проиграть ситуацию заново. Разрешите участникам говорить о том, что они чувствуют, ещё находясь в роли. Затем попросите их снять маски-роли и поделиться тем опытом, который они приобрели, находясь в роли.

Таким образом, при проведении ролевой игры необходимо выделить следующие этапы: 1) выбор ситуации и распределение ролей; 2) ролевая игра; 3) вопросы к участникам ролевой игры об обретённом опыте; 4) заслушивание мнения экспертов; 5) подведение итогов.

Для ролевых игр можно взять, например, такие ситуации.

Ситуация 1: Вы оказались в кампании, в которой некоторые ребята выпивают и курят. Предлагают попробовать и вам. Вы твёрдо решили, что останетесь трезвым и некурящим…

(Ролевая игра в данной ситуации является частью технологии «Спасибо — нет»).

Ситуация 2: В школе вы узнали, что пиво, которое папа и мама покупают к ужину, является вредным веществом. Вы твёрдо решили поговорить с родителями сегодня же…

Ситуация 3: С Вашим младшим братом что-то происходит. Он стал хуже учиться, прогуливает занятия, у него появились какие-то странные друзья, после школы он где-то подолгу задерживается. Папы у Вас нет, а мама, чтобы прокормить семью, работает на трёх работах и пока что ничего не замечает. Значит, за брата отвечаете Вы. Сегодня Вы будете с ним говорить… [4:87-97].

5.4.1.2. Трезвенное воспитание во внеурочной деятельности

Нужно заметить, что жёсткой границы между трезвенным воспитанием на уроках и во внеурочной деятельности нет. Урочная и внеурочная деятельность часто переплетаются. В данном случае речь идёт о том, какие формы, какие методы трезвенной работы являются предпочтительными.

На наш взгляд, ведущее место в трезвенном воспитании школьников во внеурочное время должна занять игра как форма освоения действительности. Рассмотрим потенциал некоторых видов игр.

Театрализованная игра может стать удобной формой проведения дискуссии. В отличие от драматического произведения, в театрализованной игре не существует готового сценария со всеми присущими ему атрибутами: завязкой, кульминацией, развязкой и т.д. Участники игры получают роли, ищут к ним соответствующий материал, а затем начинается коллективный поиск сценарного или сценарно-режиссерского хода и композиционного решения будущей игры, направляющей её в необходимое с педагогической точки зрения русло.

Главное, что характеризует театрализованную игру — это коллективное творчество и импровизация, в результате рождается сценическое произведение. Сценарий создаётся на основе спонтанной ролевой игры, но в отличие от обычной ролевой игры, эта игра тщательно записывается, шлифуется, отрабатывается руководителем. Так рождается сценарий будущего спектакля для неоднократного проигрывания. Последнее очень важно, так как готовых сценариев трезвенного содержания для школьной сцены не существует (или существует очень мало), а ролевое проигрывание даёт возможность писать свои сценарии на любом материале. Потом начинается подготовка спектакля для неоднократного публичного проигрывания, готовятся декорации, костюмы, бутафория. Распределяются роли, проводится застольная читка сценария, начинаются репетиции. Для маленького сценария достаточно двух-трёх репетиций, для сценария посложнее — 5-6.

Не следует увлекаться большим количеством репетиций, ведь дети — не профессиональные актёры, и их энтузиазма хватит ненадолго. Наличие дублёров на все роли — обязательно. Это позволяет расширить число участников, страхует будущий спектакль от случайных срывов. Репетиции проводятся по стандартному расписанию — так легче его помнить. Заучивание ролей — обязательно, но в дальнейшем импровизация не только допускается, но и поощряется. Обсуждение игры и подведение итогов после спектакля обязательны. Желательным является привлечение зрителей к обсуждению в конце игры.

Спектакль можно проиграть несколько раз: на общешкольном вечере, перед родителями на родительском собрании, «на гастролях» в соседней школе и т.д.

Таким образом, при проведении театрализованной игры следует выделить следующие этапы: 1) выбор темы и жанра будущей игры; распределение ролей и подборка материала, в том числе местного значения; 2) ролевая игра (2-3 проигрывания, как минимум) и первичная запись сценария руководителем; 3) тщательная запись сценария, его шлифовка руководителем; 4) утверждение на роли и застольная читка готового сценария; 5) подготовка костюмов, декораций, бутафории и репетиции; 6) заключительный спектакль с элементами импровизации и последующим обсуждением (театрализованная игра).

Для проведения театрализованной игры можно предложить следующие жанры:

1) сценка — маленькая пьеса на 5— 20 минут сценического действия с двумя-тремя действующими лицами;

2) спектакль-суд. Суть этого жанра состоит в оценивании того или иного явления через форму суда со всеми необходимыми действующими лицами — судьями, адвокатами, прокурором, обвиняемым, свидетелями;

3) пресс-конференция — имитация реальной пресс-конференции с разыгрыванием ролей журналистов, специалистов разных профилей, родителей, учащихся и т.д.;

4) интермедия — жанр из группы разговорных номеров, суть которого — в противопоставлении двух точек зрения с юмором и спором;

5) парный конферанс — жанр из группы разговорных номеров. Термин употребляется в широком значении. Интермедия является подвидом этого жанра;

6) спектакль-шоу «Один на один» — имитация телевизионного шоу с одноимённым названием, где с помощью ведущего организуется аргументированная дискуссия двух идейных противников;

7) спектакль-съезд — спектакль в форме съезда со всеми необходимыми участниками и процедурой заседания. Суть жанра — в оценивании того или иного явления с точки зрения разных специалистов и действующих лиц, стоящих на единой идейной платформе.

8) спектакль-шоу «Круглый стол» — спектакль, имитирующий разговор участников круглого стола, специалистов разных профилей на злободневную тему. Разговор завершается выработкой коллективного решения;

9) спектакль-шоу «Процесс» — спектакль, имитирующий дискуссию двух и более действующих лиц, стоящих на противоположных точках зрения. Завершается дискуссия подведением итогов каждой из сторон.

В нашем опыте апробированы следующие театрализованные игры: «Первые трубки» (по роману М. Твена «Приключения Тома Сойера»), парный конферанс «Аргументы и факты против курения», спектакли-суды «Обвиняется Алкоголь», «Обвиняется Сигарета», спектакль-съезд «Союза борьбы за народную трезвость», спектакль-шоу «Один на один» на тему «Правда и ложь об алкоголе», спектакль-шоу «Круглый стол» на тему «Разговор о наркомании», спектакль-шоу «Процесс» на тему «За и против курения» [5].

Ценность школьных спектаклей значительно возрастёт, если они станут частью недели или месячника пропаганды трезвенных знаний и трезвого здорового образа жизни. В педагогике такие мероприятия получили название «длительной игры».

Длительная игра «Трезвость — лучший образ жизни». Это — система трезвенных мероприятий, охватывающих весь школьный коллектив и призванный переориентировать учащихся, а также педагогический коллектив школы в пользу трезвого здорового образа жизни. Длительная антинаркотическая игра — это авторская разработка [4:92-95], апробированная на практике. Главное отличие от обычного «месячника» или «недели» состоит в игровой атмосфере проведения всего комплекса мероприятий. Основные признаки длительной игры — протяжённость во времени (до одного месяца и более), массовость (игра охватывает весь коллектив школы или отдельно начальную школу, средние классы, старшие классы), игровая атмосфера проведения игры, переплетение реального и игрового планов.

В длительной игре как нельзя лучше реализуется выдвигаемая в современной российской педагогике идея о том, что образование и воспитание держатся на трёх китах: знаниях, эмоциях и ценностях.

Сегодня уже никто не спорит о том, что важнейшей задачей на современном этапе развития образования является преодоление разобщения естественнонаучного и гуманитарного компонентов в содержании образования. Длительная игра сочетает в себе возможности формирования понятийного мышления и воспитания средствами искусства.

В длительной игре целесообразно воспользоваться преимуществами разновозрастного коллектива и привлечь старшеклассников для трезвенной работы с младшими школьниками.

Осуществление длительной игры требует педагогического руководства, желательно со стороны педагога, профессионально подготовленного к профилактической работе. Но может справиться любой учитель с трезвенными убеждениями, радеющий о нравственном и физическом здоровье детей.

Следует выделить следующие этапы проведения длительной антинаркотической игры: 1) организационный (подготовительный); 2) основной (собственно игра); 3) заключительный (подведение итогов).

На подготовительном этапе следует установить контакт с педагогическим коллективом школы и объяснить коллегам цели и задачи игры. Главными целями такой игры являются: просвещение и убеждение, массовая переориентация учащихся на трезвый здоровый образ жизни, создание информационной антинаркотической защиты для всех учащихся. Лучше, если учителя останутся в роли скрытых организаторов игры, главную инициативу следует передать старшеклассникам. Именно в этом возрасте многие подростки уже успевают не только познакомиться со вкусом алкоголя и табака, но и стать регулярными потребителями. Чтобы получить в их лице не противников, но союзников, самых активных из них следует привлечь к организации игры. Причём, для самих себя слово «игра» старшеклассники отвергают сразу. Для них это — ответственное поручение. Старшеклассников следует распределить по классам, а чтобы сплотить их вокруг единого дела, всему коллективу помощников также можно предложить постановку какого-нибудь спектакля посерьёзней. Сборы на репетиции будут одновременно и днями кратких отчётов и совещаний о ходе игры в целом.

В начале игры желательно провести диагностику антинаркотической устойчивости (например, методом АТН — см. ниже).

Для обеспечения педагогического коллектива школы необходимой информацией в школьной библиотеке следует устроить выставку трезвенной литературы, в том числе из личных фондов педагога-организатора игры, сообщить адреса интернет-сайтов, на которых можно найти трезвенную информацию.

С учителями-предметниками следует обсудить темы и содержание диктантов, изложений, сочинений, тематику рефератов и докладов, практических и лабораторных работ, предложить конкурсы рисунков и плакатов и т.д.

В конце организационного этапа, накануне объявления о начале длительной антинаркотической игры, следует заготовить письма-задания для каждого класса-участника, например, такого содержания:

«Коллективу 7-го класса поручается:

1) написать сочинение о любимом увлечении или преимуществах трезвого здорового образа жизни для себя сегодня, сейчас;

2) подготовить рефераты и доклады на уроках истории (трезвенные движения) и литературы (трезвенная деятельность Л.Н. Толстого; взгляд на образ жизни в России через зеркало классической русской литературы); составить трезвенную литературную или историческую викторину;

3) принять участие в конкурсе рисунков и плакатов «Трезвый образ жизни»;

4) провести опыты с алкоголем и табаком на уроках химико-биологического цикла;

5) подготовить антинаркотический спектакль с помощью старшеклассников;

6) провести дискуссию о необходимости трезвого образа жизни и принять программу оздоровления в своём классе: например, мальчики и девочки могут взять на себя обязательства бросить курить (зароки) или не начинать курить (обеты), либо брать групповые и индивидуальные обязательства не употреблять алкоголь до окончания школы, либо обязательства никогда не пробовать наркотики;

7) принять участие в заключительном общешкольном вечере трезвости».

Основной этап начинается с объявления о предстоящей игре по общешкольному радио. Старшеклассники разносят поручения по «своим» классам и работа начинается: диктанты, изложения и сочинения на уроках русского языка, рисунки на уроках изобразительного искусства, опыты на уроках биологии и химии, подготовка спектаклей и т.д. Педагог-организатор осуществляет главное педагогическое руководство, координирует всю игру в едином центре. Для этого желательно выделить специальное время и место. Лучше всего для этого подойдет репетиционное время старшеклассников — главных помощников организатора. Все готовятся к заключительному общешкольному вечеру трезвости.

Заключительный этап — это проведение общешкольного вечера с постановкой спектаклей и их последующим обсуждением, отчётами классов о проделанной работе, с подведением итогов. Главное — не увлечься разоблачением зла, а показать побольше положительных трезвых альтернатив.

Заключительная игра помогает найти добровольцев, готовых вести трезвенную пропаганду среди сверстников.

Вскоре после проведения игры следует провести повторную диагностику, отметить положительные сдвиги в отношении учащихся к проблеме употребления АТН и наметить коррекционную работу на будущее.

Массовые акции. Школьников можно привлечь к участию во внешкольных мероприятиях, таких как организация массовых детских и молодёжных акций. Акция — это единичное мероприятие, подготовленное при взаимодействии ряда учреждений. Примерами могут быть: организация сбора подписей за запрет рекламы пива и табака, организация общегородской выставки детских рисунков на темы трезвого здорового образа жизни, организация конкурса на лучшее школьное сочинение на темы здорового образа жизни, проведение общегородских дней здоровья, дней отказа от курения и т.д.

Акция тщательно готовится: пишется сценарий, назначаются ответственные, строго определяются сроки, изыскиваются источники финансирования, привлекаются спонсоры из числа местных предпринимателей.

5.4.2.2. Игры-активаторы

Эти игры описаны в учебных пособиях по профилактике наркомании и ранней алкоголизации С.Б. Белогурова и В.Ю. Климовича. Они помогают подросткам лучше разобраться в себе, друг в друге, улучшают взаимодействие между детьми.

  1. Я люблю. Мы будем бросать друг другу мяч; тот, кто его поймает, должен назвать, что он любит: действия, предметы, еду, напитки.
  2. Я умею. Сейчас все будут говорить о том, что они умеют. Это может быть любое действие, умение, но нельзя называть одно действие дважды. Тот, кто ничего не назвал, выходит из круга.
  3. Я вижу. Поделимся на пары. Каждый должен будет говорить партнёру, что он делает в данный момент. Нужно называть только действия, а не качества. Можно сказать: я вижу, что ты посмотрела в сторону. Нельзя: я вижу, что ты весёлый/уставший/сонный или, что у тебя длинные волосы. Побеждает тот, кто сделает наибольшее количество высказываний.
  4. Я имею право. Учащиеся записывают на доске или листе ватмана варианты того, на что они имеют право. Какие из этих прав нарушают люди, употребляющие наркотики?
  5. Зеркало. Группа разбивается на пары. Один — ведущий, второй — зеркало. Ведущий начинает что-то делать, «зеркало» начинает это повторять. Затем пары меняются ролями.
  6. Разожми кулак. Упражнение проводится в парах. Задача — любыми способами, но без применения физической силы, заставить разжать кулак.
  7. Рассмеши друга. Учащиеся разбиваются на команды. Один из них изображает убитого горем человека. Другой старается рассмешить его любыми способами. Затем партнёры меняются местами. Затем пары объединяются в четвёрки, шестёрки и т.д. Процедура повторяется.
  8. Поводырь и слепец. В игру играет двое детей. Одному завязывают глаза. Другой исполняет роль поводыря. Пара должна преодолеть препятствия, подойти к доске и закончить рисунок, изображающий лицо без носа. Задача поводыря — давать только словесные советы и инструкции [6;10].
5.5. Диагностика антинаркотической устойчивости

В педагогической науке идея воспитания на диагностической основе получила всеобщее признание. В профилактике употребления одурманивающих веществ в немедицинских целях принцип «не навреди» особенно актуален.

Диагностические умения — это система психологических и практических знаний, направленных на получение профессионально значимой информации.

Диагностика сформированности антинаркотической устойчивости может иметь следующие цели: выявление отношения учащихся к трезвости, трезвому образу жизни, алкоголю, табаку и наркотикам; выявление информированности учащихся об алкоголе, табаке, наркотиках, выяснение распространённости различных форм наркотизма и т.д.

5.5.1. Методы диагностики

Основными методами диагностики являются наблюдение, устный и письменный опросы (анкетирование, интервью), метод «баллотирования», метод «компетентного мнения», методы рисуночных тест<

Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz